Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Брестского облисполкома
Отдел образования, спорта и туризма
Государственное учреждение образования
«Гимназия г. Лунинца»
СОГЛАСОВАНО
Начальник
отдела образования, спорта и туризма
Лунинецкого райисполкома
_________ И.М. Ракович
_________________ 2015
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор государственного учреждения образования «Гимназия г. Лунинца»
______________А.А.Грушевский
______________________2015
|
Инновационный проект
«Внедрение модели сопровождения интеллектуально одарённой молодёжи в процессе её профессионального становления»
Сроки реализации: 2015-2019 годы
Руководитель проекта
Кноп Юлия Константиновна
_____________________________
заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Гимназия г. Лунинца»
80164738184, 80299681165
г. Лунинец, ул. Чапаева, 54
liceum_luninez@tut.by
|
Консультант
Пашкевич Юлия Ульяновна
________________________главный специалист управления науки и инновационной деятельности Министерства образования Республики Беларусь, секретарь специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов
8 (017) 2009056, 80293207879
pash71@bk.ru
|
Лунинец, 2015
«Внедрение модели сопровождения интеллектуально одарённой молодёжи в процессе её профессионального становления» в ГУО «Гимназия г. Лунинца»
Данные о разработчиках:
Грушевский Александр Александрович, директор государственного учреждения образования «Гимназия г. Лунинца», 80164738184, е-mail: liceum_luninez@tut.by
Кноп Юлия Константиновна, заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Гимназия г. Лунинца», 80299681165, е-mail: iul.knop@yandex.ru
Консультант проекта: Пашкевич Юлия Ульяновна, главный специалист управления науки и инновационной деятельности Министерства образования Республики Беларусь, секретарь специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов, 8 (017) 2009056, е-mail: pash71@bk.ru
Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:
- ГУО «Гимназия № 3 г. Бреста», г. Брест, ул. Смирнова, 63, 80162249064, gimn3brest@open.by
- ГУО «Гимназия г. Лунинца» 225644, Брестская область, г. Лунинец, ул. Чапаева, 54, liceum_luninez@tut.by
- ГУО «СШ № 18 г. Бреста», г. Брест, ул. Ленина, 70, 80162201132, scool18brest@open.by
- ГУО «СШ № 20 г. Бреста», г. Брест, ул.Карбышева, 81, 80162231876,scool20brest@open.by
- ГУО «СШ №5 г.Бреста», г. Брест, ул. Смирнова, 63, 80162245868, scool5brest@open.by
- ГУО «Кривошинская средняя школа», Брестская обл., Ляховичский район, д. Кривошин, ул. Здановича,16, 80163351338, krivoshin@lyahovichi.edu.by
- ГУО «Средняя школа № 3 г. Житковичи», Гомельская обл., микрорайон «Озерный», д. 12, 80235326500, ZhitkovichiSH3@gmail.com
- ГУО «Средняя школа № 1 г. Лепель», Витебская обл., г. Лепель, ул. Советская, д. 15, 80213241314, lepsh1@vitebsk.by
Обоснование целесообразности и актуальности проекта
Интеллект нации является решающим фактором, определяющим место и перспективы той или иной страны в современном мире. Настоящее и будущее напрямую зависит от людей, которые наделены творческой силой преобразования жизни. Поступательное развитие общества требует расширенного воспроизводства интеллектуальной элиты и её успешной самореализации в условиях рыночной экономики. На передний план выходит проблема выявления, поддержки и развития одарённых и высокомотивированных учащихся как интеллектуального и духовного потенциала социально-экономического прогресса.
Актуальность темы инновационного проекта определяется рядом противоречий.
1. Приходится констатировать, что большинство выпускников не имеют достаточной информации о потребностях рынка труда; не могут учесть особенности социально-экономических условий, которые определяют вид и характер профессиональной деятельности; не имеют ценностных представлений о самой профессии, смещая ориентиры на достижение предпочитаемого, желаемого образа жизни с её помощью.
Проблема потребности интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся в саморазвитии, самореализации, самоутверждении и недостаточное их представление о профессиях нивелируется через универсальные направления и механизмы профессиональной ориентации: профинформация, профвоспитание, профдиагностика, профактивизация, профконсультация, профподбор и отбор.
2. Одна из существенных проблем в образовании заключается в том, что успех в учреждении образования не всегда означает успех в жизни. Один из предлагаемых путей решения данной проблемы – компетентностный подход.
Важными целями образования должны стать развитие у учащихся способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Основным результатом деятельности учреждения образования должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации.
Идеи компетентностного подхода как принципа образования рассматриваются в работах И.А.Зимней, О.Л. Жук, В.В. Краевского, А.В. Макарова, А.В.Хуторского, П.Г.Щедровицкого и др.
Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».
А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения:
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Смещение конечной цели образования со знаний на «компетентность» позволяет решать проблему, когда учащиеся могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Таким образом, восстанавливается нарушенное равновесие между образованием и жизнью.
Проблема отбора ключевых (базовых, универсальных) компетентностей является одной из центральных для обновления содержания образования.
В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо формировать в учреждении образования, обеспечивающем получение общего среднего образования. Наиболее распространенной является классификация А.В. Хуторского, в которой им выделены следующие типы компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования.
Основной идеей данного проекта стало понимание необходимости формирования у одарённых детей ключевых компетенций, уделив особое внимание развитию учебно-познавательной компетенции, и на ее основе исследовательской и эвристической компетенций учащихся.
3. Многие психологические исследования подтверждают, что одарённые дети в целом более благополучны, по сравнению с обычными сверстниками, поскольку не испытывают проблем в познавательной деятельности. Но существуют и совершенно иные, общие для таких детей специфические особенности, определяющие нелегкий путь личностного становления и самореализации одарённой личности, усложняющие процесс профессионального самоопределения.
У одарённых детей зачастую возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, проблемы в общении со сверстниками (порой это проявляется даже в конформности – старании подстроиться под других, казаться такими, как все, отказываясь от своей индивидуальности). И в большинстве случаев они уходят от социальных проблем вместо того, чтобы их решать.
Становится актуальным психолого-педагогическое сопровождение учащихся с целью формирования их профессионального самоопределения и успешной социализации. Сопровождение одарённых детей необходимо осуществлять по принципу преемственности на трёх уровнях: класса, учреждения образования и учреждения социальных партнёров.
Профессиональному становлению одарённых и высокомотивированных учащихся необходима ориентация на индивидуализацию, что достигается посредством тьюторского сопровождения. По мнению Т.М. Ковалевой, технология тьюторского сопровождения обеспечивает реализацию ценности индивидуализации, свободы, самоопределения, осмысленного отношения человека к собственной жизни, своему будущему, перспектива возрастного движения. Это напрямую связано с задачами гуманитаризации образования: научить человека использовать себя в связи со своими целями и образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс.
Значимость обозначенных проблем и их недостаточная разработанность в педагогической теории и практике обусловили выбор темы инновационного проекта «Внедрение модели сопровождения интеллектуально одарённой молодёжи в процессе её профессионального становления».
Цель инновационного проекта:
Формирование ключевых компетенций интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся посредством их психолого-педагогического и тьюторского сопровождения в процессе профессионального становления.
Задачи инновационного проекта:
1. Выявить интеллектуальные способности, профессиональные задатки и склонности учащихся путём проведения психолого-педагогических диагностические мероприятии.
2. Организовать работу объединений по профессиональным интересам интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся и обеспечить их учебно-методическое сопровождение.
3. Разработать инвариантную карту построения образовательной траектории развития интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся в процессе их профессионального становления.
4. Сформировать индивидуальную образовательную программу развития ключевых компетенций интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся и обеспечить их психолого-педагогическое и тьюторское сопровождение.
5. Обобщить опыт работы и подготовить методические рекомендации по сопровождению интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся в процессе их профессионального становления для распространения в массовую образовательную практику.
Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект:
-методология личностно-ориентированного, системного и деятельностного взаимодействия в образовательном процессе (И.Л. Бим, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн, Запорожец А.В., Леонтьева А.И., Лурия А.Н., Мухина В.С., Коломинский Я.Л., Петровский А.В., Зайцев В.В., Зимняя И.А., Щедровицкий П.Г., Якиманская И.С. и другие.), согласно которому обучение направлено на развитие личности учащегося, который "изначально является субъектом познания", способным воспроизвести содержание, путь, метод научного познания, а также характеризующийся собственной активностью;
-основы организации проектировочной деятельности в образовании (С.Г. Абрамова, В.П.Беспалько, В.А.Болотов, Б.С.Гершунский, А.Я.Данилюк, Г.В.Девятова, В.К.Зарецкий, В.Д.Шадриков, Г.П.Щедровицкий и др.);
-идеи построения индивидуальной образовательной программы и подходы к формированию межкультурной коммуникативной компетенции учащихся (Т. М. Ковалева, В. М. Розин, Л.С. Выготский, Б.Д. Эльконин, И.И. Халеева, Е.Ф.Тарасов, В.П.Фурманов, В.Д. Мюлле, М. Марияма, Дж. Мартин, Т. Накаяма и др.);
-теории педагогической поддержки (Н.Н.Михайлова, О.С.Газман), устанавливающей сопровождение процесса индивидуализации личности учащегося; создание условий для профессионального самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество со взрослыми, сотворчество, взаимовыгодный обмен опытом;
-идеи модернизации образования на компетентностной основе активного обсуждаются и разрабатываются в научных кругах В.А.Болотовым, Е.В.Бондаревской, А.В.Хуторским, А.П.Монастырным, О.И.Тавгель, Л.В.Молчан, А.В.Загурским, Т.Н.Гружевской, А.И.Жуком;
-системный подход(И.В. Блауберг, В.И. Садовский, Э.Г. Эдин и др.), согласно которому работа с одарёнными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: целей образования, субъектов педагогического процесса, содержания образования, методов и форм обучения и материально-технической базы;
-теория индивидуализация образовательного процесса(И.Э. Унт, А.А. Кирсонова, Г.Ф. Суворова и др.) – способ обеспечения каждому обучающемуся условий для формирования и реализации собственных образовательных целей и задач на основе построения индивидуальной образовательной траектории; придание осмысленности учебному действию за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему обучению, видения личностных образовательных перспектив;
- теориипедагогической поддержки и преемственности в образовании(Н.Н. Михайлова, О.С. Газман, А.П. Сманцер и др.), устанавливающей сопровождение процесса индивидуализации личности учащегося; создание условий для профессионального самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество со взрослыми, сотворчество, взаимовыгодный обмен опытом;
- компетентностный подход, предполагающий ориентацию педагогического процесса на формирование не только знаний и умений, но и способностей решать на основе усвоенных знаний реальные жизненные и профессиональные задачи (И.А. Зимняя, Е.А. Климов, А.К. Маркова, А.В. Хуторской и др.).
В настоящее время накоплен богатый материал по проблеме детской одарённости. Исследования П.П.Блонского, Л.С.Выготского, Л.А.Венгера, Э.А.Голубевой, М.Г.Данильченко, Н.С.Лейтеса, Б.Т.Лихачева, В.С.Мерлина, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, М.А.Холодной, Г.Гарднера, Дж. Гилфорда.
База инновационной деятельности:
Государственное учреждение образования «Гимназия г. Лунинца»
Регистрационное свидетельство Устава: 290508939
Юридический адрес учреждения: Брестская обл., г. Лунинец, ул. Чапаева дом 54; тел./факс (801647) 38032, liceum_luninez@tut.by
Директор гимназии: Грушевский Александр Александрович,
тел. 80 1647 3 8032, +375444791093
Подтверждение педагогической эффективности и социально-экономической значимости результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, апробированных в ходе экспериментальной деятельности
Основная идея проекта базируется на представлении о том, что реализация компетентностного подхода к интеллектуально одарённым и высокомотивированным учащимся, предоставление им возможности для движения по собственной траектории профессионального становления при осуществлении педагогической и тьюторской поддержки, самоопределения и самореализации будет способствовать разностороннему развитию личности учащегося и его успешной социализации и профессиональному становлению в обществе.
Подтверждение результатов педагогической эффективности социально-экономической значимости, апробированных в ходе экспериментальной деятельности фундаментальных и прикладных научных исследований.
Предлагаемый инновационный проект опирается на результаты диссертационных исследований:
«Педагогическое сопровождение одарённых учащихся». Практической базой для опытной работы явились средние общеобразовательные школы № 4, 18 г. Краснодара, № 3 станицы Новокорсунская, № 1 (НОУ-общеобразовательная средняя школа) станицы Новотиторовская Краснодарского края, сезонные физико-математические школы Кубанского государственного университета;
«Индивидуальные образовательные траектории как средство реализации субъект-субъектных отношений в учебном процессе современной школы». Апробация материалов диссертационного исследования и проверка осуществлялись в средней школе №11, профессиональном лицее №46 г.Ишима;
«Педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных технологий обучения учащихся общеобразовательных школ». Апробация материалов диссертационного исследования осуществлялись в ГОУ СОШ № 1562, №1513 г. Москвы;
«Педагогическое обеспечение становления индивидуальных образовательных траекторий учащихся 5-7 классов». База исследования - Красноярская университетская гимназия «Универс» № 1, Лицей № 3 Ленинского района г. Красноярска.
«Апробация модели психолого-педагогического сопровождения процесса обучения, воспитания и развития учащихся с высоким уровнем учебной мотивации на I ступени общего среднего образования». Базой выступили ГУО «Средняя школа № 66 г.Гомеля», ГУО «Копаткевичская средняя школа» Петриковского района Гомельской области, ГУО «Гимназия имени Янки Купалы» г.Мозыря Гомельской области, ГУО «Гимназия г.Светлогорска» Гомельской области.
«Внедрение модели комплексного сопровождения индивидуального развития высокомотивированных учащихся» в ГУО «Гимназия № 174 г.Минска».
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЁННЫХ И ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫХ УЧАЩИХСЯ
Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели
Первым этапом внедрения модели педагогического сопровождения профессионального становления интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся является диагностический этап, где будут выявлены интеллектуальные способности, профессиональные задатки и склонности учащихся. Основными направлениями деятельности по организации психолого-педагогической диагностики интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся являются:
подготовка пакета психолого-педагогических диагностик для выявления общей, интеллектуальной, творческой одарённости;
использование различных вариантов метода наблюдения за обучающимися (на уроке, в процессе различных мероприятий, на переменах, в процессе деятельности, в семье и т.п.);
использование анкетирования обучающихся, родителей и педагогов для выявления круга интересов, склонностей и профессиональных задатков учащихся;
использование метода тестов и других психодиагностических методик, позволяющих диагностировать познавательную сферу обучающихся (т.е. особенности развития внимания, памяти, мышления, репрезентативную модальность системы восприятия, мотивационную направленность), общие и специальные способности учащихся (сенсомоторные, литературные и т.д.);
использование метода тестов и других психодиагностических методик, позволяющих диагностировать индивидуально-типологические особенности учащихся;
экспертное оценивание педагогами поведения и деятельности учащихся на занятиях; родителями – в домашних условиях;
экспертное оценивание продуктов творческой и интеллектуальной деятельности учащихся (достижений на интеллектуальных состязаниях (олимпиадах, конкурсах, турнирах);
проведение тренингов уровня креативности и типов мышления, позволяющих выявлять нестандартность мышления учащихся, их поисковую, творческую активность и находчивость.
С целью систематизации информации в учреждении образования формируется банк данных одарённых и высокомотивированных учащихся в соответствии с их профессиональными склонностями, содержащий анкетно-биографические сведения об учащихся, результатах их интеллектуальной, ценностно-смысловой и психофизиологической диагностики.
Вторым этапом внедрения модели является формирующий этап.
Организовывается работа объединений по профессиональным интересам интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся и обеспечивается их учебно-методическое сопровождение.
Разрабатывается инвариантная карта построения образовательной траектории развития интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся в процессе их профессионального становления, на основе которой формируется индивидуальная образовательная программа развития ключевых компетенций интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся. Результаты движения учащихся по индивидуальным образовательным маршрутам ежеквартально анализируются для внесения необходимой корректировки.
Обеспечивается психолого-педагогическое и тьюторское сопровождение интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся.
Направления психолого-педагогического сопровождения:
развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей;
психолого-педагогическая поддержка (диагностика, консультирование, тренинги);
подготовка материалов по профессиональному консультированию и информированию: информационный стенд, подготовка и разработка профессиограмм и прочее;
определение путей и направлений психолого-педагогического сопровождения учащихся;
реализация здоровьесберегающей образовательной технологии на основе личностно-ориентированного подхода;
разработка системы мер морального и материального стимулирования труда одарённого учащегося и его педагога/тьютора.
Основными направлениями работы тьютора являются:
диагностика состояния и процесса обучения учащегося;
выявление познавательных интересов учащегося;
оказание помощи в определении учащимся индивидуального пути освоения знания, построение индивидуальной образовательной траектории;
создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения;
вовлечение учащегося в научно-исследовательскую деятельность и интеллектуально-творческие состязания;
содействие в обеспечении учащегося специальной научно-методической литературой;
содействие в создании условий для проведения экспериментальной деятельности;
фиксация движения учащегося в формировании учебной, творческой и исследовательской деятельности;
удержание проблем и трудностей процесса самообразования и самоопределения в фокусе контроля;
осуществление мониторинга процесса реализации индивидуальной программы развития учащегося, при необходимости, внесение корректив;
установление обратной связи, формирование адекватной самооценки и рефлексивного самоконтроля;
организация тренингов личностного и профессионального развития и саморазвития самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности;
обеспечение координации всех многообразных структур, ставящих своей целью помочь учащемуся в осознанном профессиональном выборе;
расширение социального партнёрства и сотрудничества как очного, так и дистанционного, используя возможности информационно-коммуникационных технологий.
Ожидаемые результаты:
1. Создан банк данных интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся по направлениям их профессиональных задатков и склонностей.
2. Разработано учебно-методическое обеспечение работы объединений с интеллектуально одарёнными и высокомотивированными учащимися по их профессиональным интересам.
3. Разработана инвариантная карта построения образовательной траектории развития интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся в процессе их профессионального становления.
4. Сформированы индивидуальные образовательные программы развития ключевых компетенций интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся и обеспечено их психолого-педагогическое и тьюторское сопровождение.
5. Обобщён опыт и подготовлены методические рекомендации по сопровождению интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся в процессе их профессионального становления для распространения в массовую образовательную практику.
Описание критериев и показателей, по которым определяется эффективность инновационной деятельности
Критерии
|
Показатели
|
Ценностно-смысловые компетенции
|
Ценностные представления учащегося о мировоззрении, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков, принимать решения.
Обеспечивает механизм самоопределения учащегося в ситуациях учебной и иной деятельности.
От неё зависти индивидуальная траектория обучающегося и программа его жизнедеятельности.
|
Учебно-познавательные компетенции:
академическая компетенция
исследовательская компетенция
|
Комплексная компетенция, обеспечивающая процесс самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащегося. Умение эффективно планировать, организовывать свою образовательную деятельность, владеть способами анализа и рефлексии своей деятельности.
Готовность к эффективной учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе, готовность к самообразованию и самосовершенствованию, интеграция исследовательских действий в единое целое, определяющая динамику перехода от исполнительской к творческой и созидательной деятельности
|
Коммуникативные компетенции
|
Знание учащимся необходимых языков, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе; умение представить себя, написать письмо, анкету, задать вопрос, вести дискуссию и др.
|
Социально-трудовые компетенции
|
Владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения; в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права.
|
Компетенции личностного самосовершенствования
|
Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
|
Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта:
Участники проекта:
администрация – 2 человека,
учителя-предметники – 12 человек,
педагог-психолог,
педагог социальный.
Педагогический коллектив гимназии готов к внедрению инновационного проекта. Это подтверждается: наличием системы работы с одарёнными учащимися; наличием внешней поддержки (Отдел образования, спорта и туризма Лунинецкого райисполкома); высоким уровнем поступления выпускников гимназии в учреждения высшего образования (не менее 95%); наличием чёткой и прошедшей экспертизу стратегии и программы развития гимназии; наличием системы прогнозирования учебных достижений учащихся гимназии; современной материально-технической базой.
Для реализации данного проекта в гимназии имеются необходимые условия: наличие квалифицированных специалистов (98% имеют высшее педагогическое образование, 77% - высшую и первую квалификационные категории; 86% учителей владеют и используют информационные технологии в своей педагогической практике); высокая мотивация педагогического коллектива и родительской общественности; наличие и активное использование материальной базы гимназии (2 компьютерных класса, объединенных в локальную сеть с выходом в Интернет; 2 мультимедийных проектора; 7 ноутбуков; 2 интерактивные доски; множительная и копировальная техника; гимназический сайт; информационно-библиотечный центр); наличие информационно-методических ресурсов (действующих программ: «Одарённые дети», медиатека, которая включает электронные версии справочников, энциклопедий, словарей, электронные версии учебных и наглядных пособий по отдельным предметам и темам).
Финансово – экономическое обеспечение проекта
Средства бюджета
Внебюджетная деятельность
Спонсорская и шефская помощь
Список литературы
- Алексеев, Н.Г., Леонтович, А.В. и др. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, и др. // Исследовательская работа школьников. – 2002.− №1.
- Аронов, A.M. Предметная мастерская форма организации учебной деятельности восьмиклассников / A.M. Аронов. – Международный проект «Космос и одаренность»: разработки, доклады, информация. – КрасГУ, 2000. – Вып. 8.-е. С.113-114.
- Бедерханова, В.П., Бондарев, П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности / В.П. Бедерханова, П.Б. Бондарев. – Кубанский государственный университет, 2003. – С.54.
- Брушлинский, А.В. Субъектно-деятельностная теория и ситуация выбора / А.В. Брушлинский. – Культурно-историческая психология развития. — М., 2001. – С.26-34.
- Бударный, А.А. Индивидуальный подход в обучении / А.А. Бударный. – Советская педагогика, 1965. – № 7. – С.249.
- Выготский, JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. – С.222.
- Газман, О.С. Образование личности в условиях свободы / О.С. Газман. Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 2. – М., 1995.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – С.542.
- Дорохова, А.В. Учебный курс как средство становления конфликтной компетентности подростка: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук./А.В. Дорохова. – Красноярск, 1999. – С.136.
- Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии / Н.И. Запрудский. – Мн.: Сэр-Вит, 2004. – С.288.
- Зарецкая, И.И. Основы этики и психологии делового общения: Учеб. пособие / И.И. Зарецкая. – М.: Издательство Оникс, 2010.
- Исаев И. Ф. Профессиональное самоопределение учащихся в условиях сельской школы-комплекса // Учебно-воспитательные комплексы - новый тип школы XXI века: материалы Всерос. науч.-практ. конференции / Под ред. проф. И. Ф. Исаева и проф. Е. В. Тонкова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2001.Исаев И.Ф, Кормакова В.Н. Жизненное самоопределение школьников: труд, мотивация, готовность: учеб. пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006.
- Каминская, М.В. Коммуникативно-семотические аспекты модели диалогической деятельности учителя в системе развивающего обучения / М.В. Каминская. – Вестник МАРО. 2002. – № 10. –С.77-80.
- Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе / Е.М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. − № 6.
- Кирсанов, А.А. Индивидуализация процесса обучения как средство развития познавательной активности и самостоятельности учащихся/ А.А. Кирсанов. – Советская педагогика. 1963. – № 5. – С.32-43.
- Ковалева, Т.М. [и др.] Профессия тьютор / Т.М.Ковалева [и др.]. – М.: Тверь: «СФК-офис», 2012. – С.246.
- Лозьер, М. Закон Отношений: Наука создания личных и профессиональных отношений / Перев.с англ. – М. : ООО Издательство «София», 2009.
- Петушкова, Е.В. Коммуникативно-деятельностный подход к управлению учебной деятельностью школьников / Е.В. Петушкова, С.Д. Шакура // Народная асвета. – 2011. - №2. – С.7-12.
- Розин, В.М. Философия субъективности/В.М.Розин. – М.: АПК и ППРО, 2011.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие для педагогических вузов/ Г.К.Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – С.130–193.
- Суртаева, Н.Н. Нетрадиционные педагогические технологии: Парацентрическая технология: учебное научное пособие / Н.Н. Суртаева. – М.: Омск, 1974. – С.22.
- Тряпицына, А.П. Теория проектирования образовательных программ // Петербургская школа. – СПб., 1994. – С.79–90.
- Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя / А.В. Хуторский. – М., 2000.
- Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения: пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М.: Владос-пресс, 2005. – С.383.
- Эльконин, Б.Д. Опосредствование. Действие. Развитие / Б.Д.Эльконин. – Ижевск, ERGO, 2010
раскрыть » / « свернуть