Формы проведения педагогических советов
- Педсовет в форме деловой игры
Педсовет может быть проведен для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период. Основное место в таком педсовете занимает групповая работа. Организаторам важно до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать регламент. Участники групп выполняют задания, вырабатывают цели и задачи, разрабатывают программы, которые и лягут в основу решения педсовета.
- Педсовет-конференция может состоять из нескольких составных частей, например: основное теоретическое сообщение и диалог, который организует руководитель с группой специалистов (учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог и др.). Ответы этих специалистов на заданные вопросы будут побуждать всех остальных задавать вопросы по теме, высказывать свое мнение. В заключение принимаются рекомендации по обсуждаемому вопросу.
- Педсовет в форме круглого стола.
Для подготовки такого педсовета руководителям необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Главное правило при организации круглого стола — подготовленность и заинтересованность каждого участника. Важно выбрать ведущего, умеющего ориентироваться в вопросах и направлять разговор в нужное русло.
- Ситуативный педсовет
Заключается в рассмотрении одной или нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться здесь же заранее подготовленными участниками педсовета. Можно провести обсуждение ситуаций по записанному на видеокамеру сюжету.
Известны четыре вида ситуативных педсовета. Подбирая их с учетом постепенного усложнения, можно добиться наибольшей заинтересованности и активности педагогов.
1. В ситуациях-иллюстрациях описываются простые случаи из практики, и здесь же дается решение.
2. Ситуации-упражнения нужно решать, проделав некоторые упражнения (составить план-конспект, заполнить таблицу логико-смысловую схему и др.).
3. В ситуациях-оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать принятое решение, оценить его.
4. Ситуации-проблемы – наиболее сложный метод активизации, когда конкретный пример из практики излагается как существующая проблема, которую надо решить. В помощь участникам педсовета предлагается несколько вопросов по проблеме.
- Педсовет в форме дискуссии
Требует, чтобы заранее педагоги разделились на подгруппы и подготовили свои концепции обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно вырабатывается план решения проблемы. Например, можно обсудить тему «Каким должен быть план учебно-воспитательной работы с учащимися и каковы формы его составления».
- Педсовет в форме научно-практической конференции
Предполагает глубокое и всестороннее раскрытие темы. Базой для проведения такого педсовета может стать учреждение, имеющее статус экспериментальной площадки: здесь работает наука. Важно так составить повестку дня, чтобы педагоги участвовали в представлении своего опыта, обсуждении проблем и предложений к выработке решений. Научный руководитель во вступительном сообщении тезисно представляет основные положения обсуждаемого вопроса.
- Педсовет в форме научно-практической конференции
Предполагает выступление отдельных педагогов или учебно-методического объединения учителей. Обобщается передовой педагогический опыт, отбираются наиболее эффективные пути совершенствования обучения и воспитания. Такой педагогический совет – один из важнейших способов повысить методический уровень педагогов.
- Педагогический совет – аукцион
Рассматривает множество представленных идей (методик, методических приемов) по определенной проблеме. Педагогический совет может быть проведен в форме «защиты проекта», поощряет рост инициативы педагогов, их самостоятельность и творчество, попытку создать свой неповторимый опыт (формы, прием), свою программу – авторскую, авторизованную.
- Педагогический совет – фестиваль
Проходит как широкий общественный смотр достижений, празднество,
сопровождающееся показом, смотром форм, методов, приемов, средств обучения в разнообразии художественного оформления.
- Педагогический совет - семинар-практикум
Важнейший компонент педсовета – обмен опытом, в процессе взаимопосещения занятий и мероприятий педагогами, разработка памяток и рекомендаций, подготовка творческих работ учащихся, наглядных пособий.
Становится действенной формой повышения квалификации педагогического коллектива; привлекает к методической деятельности большинство воспитателей во время подготовки или проведения. Такой педсовет проводится в 2 этапа. На первом этапе педагоги участвуют в мероприятиях по изучению теории и практических мероприятий, на втором этапе заседания педсовета выступающие в обобщенной форме подводят итоги достижений коллектива, иллюстрируют их наглядным материалом.
- Педагогический совет – КТД (коллективное творческое дело)
Предполагает активное сотрудничество всех педагогов для достижения определенной цели. Педагогический совет в этой форме используется для активизации поиска и выявления новых оригинальных решений теоретических и практических проблем.
- Педагогический совет - консилиум
Проводится для координации действий педагогов в работе с учащимися определенной группы, выявления причин выявления затруднений и способов из разрешения. Педагогический совет делает знания о детях наиболее многосторонними, более объективными, способствует обмену опытом индивидуального подхода к разным возрастным категориям учащихся.
- Педагогический совет с использованием отдельных методов активизации педагогов
В ходе такого педсовета председатель может предложить участникам различные активные методы, например, решить ситуативную задачу по теме или использовать метод «моделирования».
разгарнуць » / « згарнуць